https://www.high-endrolex.com/12
 — Дровяной обжиг керамики
Дровяной обжиг керамики
Практика проведения дровяного обжига керамики  
Автор:
Союз Художников России

С 23 по 27 июля 2022г. на территории Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова, находящегося в Подмосковном городе Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района,был проведён дровяной восстановительный обжиг керамики. Это уже четвёртый обжиг в текущем сезоне.Участниками данной практики стали художникииз Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода,Сергиева Посада. В печь было загружено 30 объектов. Весь процесс работы вместе с загрузкой, топкой, остыванием и разгрузкой занял четыре дня. Участники привезли вылепленные и окрашенные произведения, специально подготовленные заранее для обжига. Такой формат коллегиальной топки сформировался за годы практики и экспериментов.

В 2014 году, благодаря руководителю Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова Евгению Юрьевичу Леоновубыл построен горн обратного огня. Печь имеет объём около 1 кубического метра, топится двумя параллельными топками. С этого момента появилась возможность в проведении регулярных дровяных обжигов. Тогда же сформировался основной состав участников, который осуществлял строительство печи и дальнейшее нарабатывание опыта в этой сфере. Основной состав группы, девять лет активно экспериментирующей с возможностями дровяной печи:  Базлова Е.А.(член СХР, член комиссии ДИ СХР), Бабодей И.А.(преподаватель колледжа), Филиппова А.А.(член СХР), Андрианова А.В. (член СХР), Лехова Л.Л.(заслуженный работник культуры РФ, преподаватель колледжа). Обжиги ориентированы на керамистов-профессионалов. К основному составу всегда подключаются студенты колледжа для завершения курсовых и дипломных работ и учащиеся керамических студий. Обжиги проводятся ежегодно с начала мая по конец сентября,примерно 6-7 обжигов в год.

Печь дает большой спектр возможностей в температурном диапазоне до 1200 градусов. Основные цели исследований, проводимых группой художников – получение художественной керамики, шлифование методов обжига, передача профессионального опыта.

     Всего, в период с 2014г. по 2022 г. (включительно) было проведено49обжигов, считая только те, что были задокументированы фотографиями, видео, графиками и записями о процессе топки.  На основании анализа этих материалов была разработана методическая информация о правилах подготовки работ, к каждому конкретному виду дровяного обжига, возможного в Абрамцевской печи.

         В горне проводят различные виды обжигов: утиль (первичный и промежуточный), политой (для закрепления глазурей и красок), восстановление на понижении температуры, хлорное восстановление на низкой температуре (при которых керамические изделия частично восстанавливаются до металла). Рабочая группа воссоздала технологию обжига керамики М.А. Врубеля, разработанную для него технологом П.К. Ваулиным, научилась получать тот богатый спектр колорита и эффектов глазурей, который мы можем наблюдать на врубелевской керамике.

На протяжении девяти лет мастера-керамисты находятся в непрерывном эксперименте с теорией и практикой дровяного обжига, обкатывают на своих работах этот способ создания керамики. Соприкасаются с каждым звеном создания работ непосредственно через свой опыт.

Все эти девять лет позволили только в малой степени приблизиться к тайнам дровяного обжига, увидеть самый край всего богатства технологий, накопленных в многотысячелетнем непрерывном эксперименте получения керамических художественных изделий с помощью этой техники обработки глины.По прошествии определенного витка времени старые технологии приобретают эффект новизны. Для понявших и освоивших такие процессы обжигов керамики становятся понятными и как бы живымипредметы, хранящиеся в музеях. Выразительная ценность шедевров керамики Шумера, Древней Греции и Мавритании вызывает еще большее восхищение, а результаты совместных трудов художника Михаила Врубеля и технолога Петра Ваулина получают новое осмысление и понимание.

Базлова Е.А.