https://www.high-endrolex.com/12
 — Ушла из жизни Наталья Нестерова
Ушла из жизни Наталья Нестерова
В зарубежной клинике скончалась Наталья Нестерова
Автор:
Союз Художников России

Нестерова Наталья Игоревна

23.04.1944Москва – 10.08.2022, Нью-Йорк

10 августа 2022 года ушла из жизни Наталья Игоревна Нестерова –  член Союза художников СССР/России с 1969 года, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ, академик РАХ, педагог, профессор кафедры сценографии ГИТИСа.

Наталья Игоревна родилась в конце войны в семье архитекторов, окончила МСХШ (1962) и мастерскую профессора Д. Д. Жилинского в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств (1968). Большую роль в приобщении к миру искусства сыграл дедушка, Николай Иванович Нестеров, который учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с такими художниками, как Роберт Фальк и Сергей Герасимов. А его учителями были Константин Коровин, Филипп Малинин, Леонид Пастернак.

В первой половине 1970-х годов завоевала известность композициями, переиначивающими канон соцреалистической фигурно-сюжетной картины: героико-идиллические сцены труда и отдыха сменились здесь образами некоего заколдованного царства, погружённого в оцепенение или абсурдную маету. Ключевое значение для неё имели в ту пору образы крымских, кавказских и прибалтийских «народных здравниц» и «домов творчества». С конца 1970-х годов в живописи Нестеровой возобладали темы старинного города или парка. С годами на первый план в её живописи вышли религиозные мотивы, тоже получившие подобие загадочного маскарада, нарушающего привычные иконографические каноны. Произведения Н.И. Нестеровой находятся в коллекциях множества музеев России и Зарубежья. В том числе в ГРМ, ГТГ и в музеях многих стран. Наталья Игоревна скончалась в зарубежной клинике после продолжительной болезни. Союз художников России глубоко скорбит о преждевременном уходе из жизни дорогого нам товарища и выдающегося художника. Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Натальи Игоревны.

Ниже предлагаем статью Людмилы Луниной, в которой она нашла замечательные слова о Наталье Игоревне.

Людмила Лунина

УМЕРЛА НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА, АМАЗОНКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»

Наталья Нестерова относится к тем фигурам, по поводу которых в арт-сообществе наблюдается редкий консенсус. Ее одинаково ценят как официальные власти, так и нынешние молодые коллекционеры, собирающие концептуализм. Ее работы есть в коллекциях нескольких десятков отечественных музеев, а также в таких важных собраниях, как Музей Людвига и Музей Гуггенхайма. Заслуженный художник РФ (1994), лауреат Госпремии (1998), действительный член Российской академии художеств (2001), она с конца 1980-х жила на три страны — во Франции, США и России. Последние десятилетия Наталья Игоревна преподавала живопись на кафедре сценографии в ГИТИСе. Эти обстоятельства приводили к тому, что она ускользала от взглядов российской арт-критики — о ней писали меньше, чем она заслуживала. Но она и не гналась за излишней публичностью. Она была бесконечно требовательным к себе, углубленным в свое искусство и работу интровертом.

Нестерова происходила из творческой московской семьи. Ее дедушка Николай Иванович учился в МУЖВЗ вместе с Робертом Фальком. Ее мама Зоя Николаевна была активно практикующим архитектором, одной из тех, кто в 1960-е запускал в СССР панельное домостроение. О своих родных Наталья Игоревна рассказывала охотнее, чем о себе.

Ее работы мгновенно узнавались в любой сборной экспозиции, на любой стене. Птицы, пасьянсы, люди на курорте — сидящие в шезлонгах, прогуливающиеся по набережной, поедающие арбуз. Курорт, этот советский рай, был ее излюбленным мотивом. (Позднее отдыхающие на пляже уступили место горожанам, бродящим, как сомнамбулы, по улицам, а еще позже — религиозным сюжетам в неканонической интерпретации.) Сейчас, по прошествии 30 лет после распада СССР, эти герои и сюжеты кажутся позднесоветской dolce vita, хотя тогда мы думали, что вот оно — бренность и тлен, скука и мещанство, во всем этом «комфорте» творческий человек задыхается. Ее работы 1980-х рифмовались с кинематографом, с «Полетами во сне и наяву» режиссера Романа Балаяна, тем же ощущением странного безвременья, застывшей жизни.

Нестерова превосходно передавала именно вот это состояние «не хватает воздуха» — тяжелого, как патока, пространства, и все ее отдыхающие и гурманы, любители дружеских посиделок и карточных игр кажутся немножко арестантами в тюрьме. Сегодня ее понятные и сильные метафоры неожиданно получили второе дыхание. Как выяснилось, она нашла ключ и описала «гений места» не просто определенного десятилетия, но нечто, имманентно присущее этой части суши.