— Подводя итоги года, представляем наиболее яркие выставки уходящего сезона: «Ануфриев. Иванкин. Машанов. Кузьминых» в Омске
Подводя итоги года, представляем наиболее яркие выставки уходящего сезона: «Ануфриев. Иванкин. Машанов. Кузьминых» в Омске
В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в октябре-декабре уходящего года прошла выставка 4-х ярких авторов ‒ «Ануфриев. Иванкин. Машанов. Кузьминых»
Автор:
Союз Художников России

Подводя итоги года, представляем наиболее яркие выставки сезона уходящего 2025 г. ‒ проекты, которые не только определили творческую повестку уходящего года, но и задали ориентиры для будущих творческих начинаний.

В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в октябре-декабре уходящего года прошла выставка «Ануфриев. Иванкин. Машанов. Кузьминых». Проект объединил в одном выставочном пространстве работы четырех ярких представителей художественного мира нашей страны ‒ Вадима Иванкина, Андрея Машанова, Константина Кузьминых и Сергея Ануфриева (1960–2022). Творческое наследие Сергея Евгеньевича Ануфриева, заслуженного художника РФ, остаётся примером высокого мастерства и служения искусству.

Художников связывает давняя дружба. Все они играют важную роль в деятельности Союза художников России, являясь секретарями правления и председателями региональных отделений. Андрей Машанов многие годы возглавляет региональное отделение в Омске, Вадим Иванкин – в Новосибирске, Константин Кузминых – в Магадане.

О выставке ‒ Вадим Савельев, культуролог.

Керамиста Сергея Ануфриева (Красноярск), графика Андрея Машанова (Омск), живописцев Вадима Иванкина (Новосибирск) и Константина Кузьминых (Магадан) объединяет многолетняя дружба, сотрудничество с Академией художеств и работа в Союзе художников России. Все они принадлежат к одному поколению: старший, Андрей Машанов, родился в 1959 году, а младший, Вадим Иванкин, в 1961-м.

Первое признание в профессиональных кругах пришло к ним в 1990-х. Художники многому учились друг у друга, хотя их влияние не было и не могло быть прямым, так как все они работают в разных жанрах изобразительного искусства. В 2000-х их творчество получило широкую известность среди коллег и ценителей искусства.

В следующие два десятилетия каждый из них стал действительным академиком Российской академии художеств. Все они много лет работали и работают в системе Союза художников России, где достигли высоких постов, к сожалению, в 2022 году ушел из жизни Сергей Ануфриев, внесший неоценимый вклад в развитие искусства керамики Сибири и Дальнего Востока.

Индивидуальный художественный стиль каждого из наших авторов сформировался в 1990-х – начале 2000-х годов, в эпоху духовного возрождения России, когда темы, долгое время находившиеся под запретом, вновь получили возможность для глубокого осмысления через искусство. Центральной для всех четверых стала проблема взаимодействия материи и духа, а точнее – души и тела, что особенно актуально в современном мире. Эта древнейшая метафизическая тема неизменно занимает ключевое место в культуре, и каждый из наших художников выбрал свой уникальный путь её исследования, создав собственную систему образов для её выражения. Ануфриев и Кузьминых исследуют вопрос о том, как и зачем материя обретает дух или почему она его создает. В то же время Машанов и Иванкин заинтересованы в противоположном, нисходящем движении – от души к телу: зачем духу материя, а душе – воплощение? Встреча материи и духа, далеко не гарантированная и всегда сопряженная с риском срыва, может произойти только благодаря человеку и в самом человеке, который не дан раз и навсегда, а возникает каждый раз заново при встрече души и тела.

Иванкин и Машанов искали тот минимум материи, который необходим для образа в христианстве, чтобы оставаться зримым. В работах Вадима Иванкина можно разглядеть, как простые геометрические композиции уже населены образами и подобиями. Это тот самый «мир тонких сущностей», хора (греч. khōra, как называл его Платон), где материя впервые вступила в союз с формой. У Андрея Машанова мы видим, что к этому уравнению добавляется еще и слово, изначальный логос. Игра телесности и духа, буквы и смысла, воплощения и развоплощения находит наиболее зримое выражение в триптихе «Тайная вечеря» (2017), где фигура Христа замещена чашей Грааля. Христос не явлен нам, но незримо присутствует всюду, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.).

Константин Кузьминых работает в манере, близкой гиперреализму. Скрупулезное внимание к реальности порождает не формы обыденного, но обнажает фантастическое в самой реальности. В его работах вещи не только выглядят как живые, но так, словно они живут своей собственной (немного странной, отличной от привычной) жизнью. Виноград на его картинах вдруг начинает светиться неземным светом, а самые обычные морские твари кажутся какими-то древними чудовищами, если не богами. Возможно, здесь отразилось многолетнее увлечение художника археологическим рисунком, архео-артом и изучением форм дохристианской духовности.

Последнее объединяет Кузьминых с Сергеем Ануфриевым. Талантливый керамист Ануфриев не ограничивал себя рамками одного художественного медиума. Он экспериментировал с различными материалами и техниками (цветными лаками, фотопечатью и т. д.). Его интересовало воображение самой материи, то, как, казалось бы, безжизненные субстанции создают нечто вроде знаков и символов, которые и увлекли впоследствии (в попытке их расшифровать) человека на путь духовного становления. До всяких легенд и мифов, шаманов и сказителей были грезы и образы земли, огня, света и воды. И только человеку было до них дело.

У зрителя может возникнуть вопрос: как Ануфриев, Иванкин, Машанов, Кузьминых совмещают, с одной стороны, высокие духовные устремления, а с другой, – успешную карьеру в Союзе художников и почетные звания? Но это лишь кажущееся противоречие. Во-первых, вопреки распространенному мнению, художнику требуется укорененность для того, чтобы созидать. Ее наши авторы и находят в структурах Союза художников и Академии. А во-вторых, само деление мира на духовный и материальный и есть первичная, или архе́, иерархия. Да и сами ангелы в наиболее разработанных средневековых теологических трактатах – это фантазии о небесной бюрократии, о «чинах и престолах».

Впрочем, прежде всего это выставка четырех художников, которые, если не вместе, то с оглядкой друг на друга, прошли долгий путь в искусстве, чтобы сейчас поделиться с нами плодами своего зрелого стиля.

Выставка «Ануфриев. Иванкин. Машанов. Кузьминых» в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля представила произведения заслуживших любовь зрителей и уважение коллег мастеров, вписавших свои имена в историю постсоветского академического искусства и продолжающих ее творить.

Вадим Савельев,

культуролог