— Вахидту Османовичу Умарсултанову – 70 лет
20.08.2020, 06:18 251 Новости регионов
Вахидту Османовичу Умарсултанову – 70 лет
20 августа 2020 года исполняется 70-лет известному чеченскому живописцу и общественному деятелю, заслуженному художнику Российской Федерации, народному художнику Чеченской Республики, народному художнику Республики Ингушетия, академику Российской академии художеств, лауреату премии Правительства РФ, многолетнему секретарю Союза художников России по Югу России и Северному Кавказу, председателю Чеченского отделения СХР Вахидту Османовичу Умарсултанову.
Автор:
Союз Художников России

20 августа 2020 года исполняется 70-лет известному чеченскому живописцу и общественному деятелю, заслуженному художнику Российской Федерации, народному художнику Чеченской Республики, народному художнику Республики Ингушетия, академику Российской академии художеств, лауреату премии Правительства РФ, многолетнему секретарю Союза художников России по Югу России и Северному Кавказу, председателю Чеченского отделения СХР Вахидту Османовичу Умарсултанову.

Свой творческий путь Вахидт Османович начал в 1970 году, когда молодым выпускником Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого вернулся на родину в качестве преподавателя художественной школы, в которой когда-то учился сам. Национальный институт дизайна в Москве Вахидт Османович окончил гораздо позднее. Но преподавательская стезя привлекала его меньше, чем возможность заниматься творчеством. Это и стало причиной перехода из школы в Чечено-Ингушское отделение Художественного фонда. С этого времени его творческое развитие обрело целенаправленность. Сама среда не только способствовала, но и понуждала к творчеству. В эти годы Вахидт Османович уделял много внимания этюдной работе на пленэре. Вместе с Х.Ю. Дадаевым и другими, более опытными, старшими коллегами выезжал на этюды в горы, в отдаленные аулы, писал равнинную Чечню, ее историко-культурные достопримечательности, башенную архитектуру. Работал в доме творчества «Академическая дача». Многое почерпнул Вахидт Османович во время таких поездок, наблюдая, как большие мастера ведут этюд или студийную картину. Несмотря на регулярную пленэрную практику, для выставок он стремился подготовить портрет или сюжетную композицию на рабочую тематику, поскольку в советском искусстве тема труда была одной из основных. В 1970-е годы в творческом сообществе страны распространилась практика выезда на стройки и крупные предприятия, в передовые совхозы и т.д. Таким образом художники собирали необходимый материал для картин к текущим выставкам. Грозный тоже был объектом внимания деятелей искусства, поскольку являлся крупным индустриальным центром Северного Кавказа с высокоразвитыми предприятиями добычи и переработки нефти. Практически все чечено-ингушские художники в это время писали портреты ударников производства: нефтяников Грозного, Гудермеса, Мальгобека, передовиков сельского хозяйства. Вахидт Османович также отдал дань этой тематике. Опыт работы над портретами дал молодому художнику очень многое: понимание роли колорита в передаче душевных состояний портретируемого, значения деталей в композиции и многое другое. Все это пригодилось в работе над произведениями других жанров. В 1982 году он вступил в Союз художников СССР. Со временем основное место в его творчестве стал занимать пейзаж. Умение почувствовать и подчеркнуть сокровенные мотивы чеченской природы стало характерной чертой его произведений. В этом жанре он продолжает слагать свою песню о Чечне: о красоте ущелий, равнин и живописных аулов на склонах величественных гор.      

В.О. Умарсултанов всегда принимал активное участие не только в выставках, но и в общественной жизни Грозного: выезжал с коллегами на творческие встречи со зрителями, был задействован в различных мероприятиях Союза, даже выполнял на общественных началах обязанности главного художника родного Надтеречного района. Много говорит и тот факт, что с 1988 года он избирается председателем сначала Чечено-Ингушского, затем – Чеченского отделения Союза художников России.

Большую роль сыграл Вахидт Османович во время чеченских войн. Чтобы понять это, необходимо вспомнить, что в это время в Грозном была полностью уничтожена инфраструктура Союза художников: выставочный зал, салон, производственные цеха художественного фонда, сгорели произведения искусства, уникальные служебные и личные архивы, в разрушенном музее погибли шедевры живописи и почти все наследие чеченского искусства XX столетия. Все творческие мастерские были разбиты и сгорели вместе со всем содержимым. Подавляющее большинство авторов лишилось не только мастерских, но и жилья. Грозный стоял в руинах. Из большого и крепкого творческого коллектива в городе остались немногие. Но даже в такие драматические годы Вахидт Османович организовывал выставки на площади перед разрушенным Дворцом молодежи. В труднейших условиях военной жизни умудрялся доставлять произведения в Москву на крупные выставки Союза художников России: «Победа» и «Имени твоему…» (2000) и другие. Все долгие и тяжелые годы политического кризиса и военных операций в Чечне связь с Союзом художников России и Российской академией художеств осуществлял именно В.О. Умарсултанов. При поддержке этих институций он привозил в Грозный краски, холсты, этюдники, мольберты для оставшихся в городе художников. Договаривался об отправке коллег в дома творчества, о выделении им государственных стипендий и материальной помощи, предметно поддерживал талантливую молодежь, уехавшую учиться вдали от Грозного. Художник Светлана Наймушина вспоминала это время: – «Особая благодарность нашему бессменному председателю Умарсултанову Вахе. Помню, как он «выбивал» для нас мастерские, организовывал выставки, обеспечивал работой. А сколько сил и труда положил он, чтобы сохранить Союз  художников в те страшные девяностые годы! Скольким людям он тогда помог просто выжить! Особенно нам, художникам не коренной национальности, самым не защищённым... Кому продуктами, кому помог с переездом, кого просто поддержал морально».

С Вахидтом Османовичем планировались, проговаривались и организовывались выставки произведений чеченских художников в Российской академии художеств в 2002 году, «Мир Кавказу» в Краснодаре в 2003 и 2005 годах. В том числе и выставка произведений чеченских художников в Париже, которая состоялась в рамках проект Российской академии художеств «Диалог культур в пространстве времени» в 2010 году. В.О. Умарсултанов отлично понимал, какая огромная моральная поддержка заключена в этих мероприятиях. Можно долго перечислять заслуги Вахидта Османовича, юбилей – прекрасный повод для этого. Но неоспоримым остается факт, что в годы лихолетья 1990-2000 годов благодаря усилиям В.О. Умарсултанова было сохранено Чеченское отделение Союза художников России, и свою деятельность организация не приостанавливала даже в самые трудные дни. Он сумел сохранить очаг художественной культуры для будущей жизни своего народа.

И после войны Вахидт Османович стремился способствовать восстановлению облика Грозного: организовал передачу Чечне, затем содействовал установке в столице памятника М.Ю. Лермонтову работы осетинского скульптора Николая Ходова. Как известно, в 1840 году М.Ю. Лермонтов служил в крепости Грозная, и по настоящее время поэт пользуется уважением в среде чеченцев. В.О. Умарсултанову принадлежит идея передачи в дар Чечне коллекции произведений ведущих российских художников для пополнения фондов музея, пострадавшего в период военных действий. В этой акции принимали участие Союз художников России и Российская академия художеств. Благодаря организационным усилиям Вахидта Османовича в Грозном в последнее десятилетие (впервые после войны) состоялись масштабные межрегиональные выставки, имевшие всероссийский статус, в том числе зональная «Юг России». Сам Вахидт Османович на протяжении  нескольких десятилетий входит в составы выставкомов всероссийских и межрегиональных выставок, является членом коллегии Министерства культуры Чеченской Республики и Общественного совета при МК ЧР. Вклад В.О. Умарсултанова в культуру Чечни очевиден и важен. Не случайно, он первым среди чеченцев (после Петра Захарова, жившего в XIX столетии в Петербурге и Москве) избран академиком Российской академии художеств, отечен премией Правительства Российской Федерации и на всероссийских съездах неизменно избирается секретарем Союза художников России.

Секретариат и сотрудники Союза художников России поздравляют Вахидта Османовича с 70-летием и желают ему крепкого здоровья, благоденствия всей семье. Желают ему творческого вдохновения и новых достижений в искусстве.