— Молодежная выставка «ЧЕРНЫЙ/БЕЛЫЙ+1 в КВАДРАТЕ»
19.11.2020, 11:03 188 Новости регионов
Молодежная выставка «ЧЕРНЫЙ/БЕЛЫЙ+1 в КВАДРАТЕ»
В Ставрополе в зале Союза художников работает молодежная выставка «ЧЕРНЫЙ/БЕЛЫЙ+1 в КВАДРАТЕ». Ее проводит Молодежная секция при краевом отделении Союза художников России  «ЮгАРТ». О выставке рассказывают молодые кураторы.
Автор:
Союз Художников России

В Ставрополе в зале Союза художников работает выставка «ЧЕРНЫЙ/БЕЛЫЙ+1 в КВАДРАТЕ» - формула современного искусства, диалоговое окно, интерпретация нашего времени художниками разных возрастных поколений и взглядов.
Более 40 участников города - среди них те, кто только начинает свой путь и те, кто имеет богатый опыт. Работы удивительные и разнообразные - от формальных композиций до традиционной живописи, от смелых, дерзких решений, до тонко организованных пространственных полотен. Живопись, Графика, Декоративно прикладное искусство - художники подтверждают свое профессиональное мастерство в различных видах и жанрах.

Концепция выставки отражает импульс, ритм течения творческой мысли и неиссякаемой энергии живописцев. Определенный формат и ограничение по цветовому содержанию (черный, белый плюс один цвет на выбор) не сковало художников, а наоборот позволило им показать, как разнообразно и необычно можно подойти к работе. Выставка призвана показать зрителю целостную картину современного, живого, образного искусства подобно зеркалу отражающего глубину души творца.

Куратором выставки выступило молодежное объединение «ЮгArt» при Ставропольском краевом отделении ВТОО «Союз художников России». «ЮгArt» объединяет художников разных поколений в решении поставленной задачи. Экспозицию лаконично дополняют портреты, созданные в рамках молодежного проекта "Вечерний рисунок".

Информация «ЮгАРТ» – Молодежной секции при СКО ВТОО «СХР»

 

ЧЕРНО-БЕЛОЕ+ 1 В КВАДРАТЕ

Название художественной выставки, проходящей в выставочном зале Ставропольского краевого отделения ВТОО «Союз художников России», очень «говорящее», и сразу включает потенциального зрителя в круг многих культурных кодов. Первенство, конечно, остается за Малевичем и его работой (сознательно не называем картиной, потому как меньше всего Казимир Северинович соотносил свой супрематизм, ставший абсолютно новой художественно-философской системой,  с традиционным искусством, и тем более живописью). Кто-то вспомнит другие знаковые символы – начиная от понятия хаоса в архаичных культурах, до стройных философско-религиозных систем более поздних цивилизаций, как единство и борьба противоположностей, принятое в китайской философии или  «и отделил Бог свет от тьмы» в христианстве.

Инициатором проведения концептуальной выставки стало молодежное объединение «ЮгArt» при Ставропольском отделении Союза художников. Кураторы: Александра Тарасова, Валерия Орлова, Екатерина Палехова – не только ведущие сегодня в Ставропольском крае художники, но очень активные и деятельные руководители молодежного объединения,  инициаторы проекта «Вечерний рисунок», который успешно претворяют в жизнь вот уже несколько лет, проводя еженедельные занятия по рисунку, жанру портрета для всех желающих. 

Условия к работам-участникам будущей выставки предъявлялись жесткие: квадратный формат, не самый популярный у художников, прежде всего, живописцев и единственный цвет, который работает в рамках определяющего ахроматического ряда.

Основными участниками выставки стали молодые (до 35 лет) авторы: студенты и преподаватели Ставропольского краевого художественного училища, художники. Приглашены были и  представители старшего поколения. Оказалось, что только двум мэтрам «есть, что сказать» в условиях, заданных организаторами. Ими оказались  председатель Ставропольского отделения, действительный член Российской академии художеств  С.Н. Паршин и театральный художник, заслуженный работник культуры России, преподаватель художественного училища Л.А. Черный.

В итоге в экспозицию вошли работы сорока авторов. В большинстве своем это живописцы и графики (представлены как ручные, так и печатные техники); мало, но есть, прикладников (ими представлен художественный текстиль – панно в техниках пэчворк и войлоковаляние); фотографы в количественном отношении, к удивлению, на выставке представлены более чем скромно.

Порадовали живописцы – в очень узких рамках, поставленных условиями, каждый решал определенную задачу. К чести сказать, самые ожидаемые крайности – абстракция или уход в графику – не оправдались.  Живопись сохранилась, она присутствует в большинстве работ. Декоративный, орнаментальный подход в одном случае, живописное решение на контрасте или нюансное в других. Цветовой аскетизм с лихвой восполнен игрой фактур – гладкой или рельефной; ритмом цветных плоскостей или единственной внезапной вспышкой цвета, встроенных в черно-белое. Иногда цвет доминирует, неожиданно становится агрессивным в отношении более привычного негатива черного; иногда робко пробивается узкой щелью, внося определенную интригу. Одиночные композиции, диптихи и триптихи, пейзажи и натюрморты, жанровые картины, философия и метафизика, реалистическая и нонфигуративная традиции – всему нашлось место. Оказалось, что и в рамках заданной программы, этакого коллективного эксперимента, можно избежать «упражнения на тему». В представленной на выставке живописи, есть все, что определяет  творческую работу: драматургия, образ, выразительность.

Графический раздел  также не стал скучным. Наряду с обилием характерных натурных набросков, были самостоятельные композиции, посвященные архитектурному и природному пейзажу, портреты, сюжетные композиции. Как и живописцы, графики продемонстрировали разнообразие творческих манер и подхода в выборе образного языка  – более декоративного или живописного. С одной стороны им было легче и привычнее работать в черно-белом поле, с другой, вводя единственный цвет, была реальная возможность уйти в плакат. И в этом плане, графики очень достойно представили себя именно станковистами. В листах – серьезные темы, настроение, событийный слой и художественная образность.

Фотографы, наряду с формальными задачами, успешно  решали визуальные, выявляя в ритмах города, во взаимоотношениях персонажей художественно-выразительные моменты, что вывело работы из привычных форматов жанровой фотографии или пейзажной к уровню  арт-фото. Что касается прикладников, достаточно убедительно прозвучало и панно с ночным салютом, и бессюжетная композиция черно-белых ритмов в пэчворке.

Выставка любопытна по разным причинам. Радует, что художники, работая в разных видах изобразительного искусства, не изменили особенностям языка, определенному каждому из искусств. За небольшим исключением (конечно, не обошлось без салона), в работах – выстроенный автором художественный мир чувств и настроений. Работы индивидуальны, часто автобиографичны, с исследованием собственного опыта и наблюдений. В тоже время в них есть как «вечные» общечеловеческие, так и актуальные сегодня темы. Выставка, изначально неся в себе идею некой профессиональной игры, тем не менее, показала, что искусство молодых, по тем темам, к которым обращаются авторы, образам, к которым они приходят,  отнюдь не абстрагировано от реальной действительности. В профессиональном же плане работа над произведением к выставке стала в некотором роде откровением для самих художников: они серьезно решали для себя  определенные задачи, шли на эксперимент, пробовали себя в новых форматах. 

Ограничения, в данном случае художественные, не всегда плохи.  Возможно, именно в ограничениях кто-то найдет себя, обретет свой собственный голос, свое видение и свой стиль.

Ольга Бендюк, искусствовед

Ставрополь, ноябрь 2020

Дата и место проведения выставки:

Город Ставрополь, ул. Маршала Жукова, 46.
Вход свободный (в масках)

#ЧБплюс1 #артобъект #арт #выставкамолодёжь #Stavropol #Ставрополь2020 #от_черного_к_белому
#выставкаживописи #холстмасло #молодость2020 #художникставрополь #искусство #живопись #арт #картинамаслом #графика