— Биеннале-фестиваль «УРАЛ-ГРАФО – IV»
28.04.2021, 10:52 2194 Новости регионов
Биеннале-фестиваль «УРАЛ-ГРАФО – IV»
Завершает работу масштабный выставочный проект «УРАЛ-ГРАФО – IV» в Екатеринбурге  
Автор:
Союз Художников России

Завершается очередной, четвертый по счету, Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО». Он начал свою историю в 2011 году. Инициаторы и организаторы фестиваля, екатеринбургские художники Сергей Айнутдинов  и Вячеслав  Вишняков, выступили с идеей объединить в одном художественном проекте графиков нескольких поколений, применяющих различные творческие методы, движущихся иногда в противоположных векторах развития. Тем самым была заложена основа многоцелевого и сложносоставного проекта с особым форматом. «Именно сплав мастерства и молодости стал той чертой, тем качеством, которое создало особый характер целостного экспозиционного содержания». Организаторы фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» – Министерство культуры Свердловской области, Союз художников России и Российская академия художеств. Эти институции, выступая в тесном взаимодействии, позволяют не только поддерживать высокий уровень проекта, но и активно развиваться, реагируя на реалии времени. В IV «УРАЛ-ГРАФО» приняли участие более 300 художников из 78 городов и населённых пунктов России и из других стран. Всего было представлено около 1200 работ. Программа фестиваля включает 8 персональных экспозиций: Александра Бурака (1921-1997, Екатеринбург), Владимира Истомина (1939-2019, Нижний Тагил), Владимира Лузина (Реж), Анатолия  Любавина (Москва), Андрея Машанова (Омск), Максима  Раздобурдина (Санкт-Петербург), Игоря Репникова (Стрежевой), Александра Суворова (Москва). Далее: групповые выставки: «Памяти художников», «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард), «Арт-проект  Владимира Фуфачёва: мастер и ученики» (Нижний Новгород), «Выставка художников анимационного кино: роль эскиза в мультипликации» (Москва, Екатеринбург, Ярославль). А также выставки-номинации: «Печатная графика», «Традиционные техники графики: рисунок, акварель, темпера, гуашь», «Смешанные и редкие  техники графики», «Мини-графика».

Фестиваль «УРАЛ-ГРАФО-IV», проходящий в 2020-2021г.г., посвящён ушедшему в 2019 году идеологу, организатору, составителю каталогов, активному участнику трёх фестивалей Вячеславу Вишнякову. Проект по-прежнему стремится актуализировать процесс системного взаимодействия сообщества художников со зрителями, презентует достижения современной графики, расширяет региональный экспозиционный контекст за счет показа произведений мастеров из разных городов России и других стран, создает постоянное художественно-информационное поле графического искусства, обеспечивает пополнение фондов государственных музеев произведениями современных художников.

К сожалению, агрессивное доминирование рыночных отношений в экономической сфере страны порождает такие явления, как: ориентация на примитивные образцы искусства, активно насаждаемые СМИ, доминирование культа потребления, варваризация зрительских кругов, разрушение профессиональных институций, деградация художественного образования, размывание граней между дилетантами и профессиональными авторами и т.д. Все это стремительно ведет к сокращению гуманистического потенциала отечественного искусства, без которого любые технологии и формальные эксперименты становятся не просто бессмысленными, но и враждебными, поэтому многочисленные выставки «УРАЛ-ГРАФО-IV», в той или иной степени, фокусируют внимание на традициях академической школы, утверждающих, в первую очередь, значимость и ценность рисунка, являющегося основой любого визуального изображения. «…Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки» (Микеланджело). Работы лучших современных авторов, при всей свободе творческого самовыражения, имеют также методическую ценность и особенно интересны начинающим художникам.

Среди участников биеннале – художники с высокими общественными статусами: Анатолий Любавин – народный художник России, вице-президент РАХ, ректор, профессор МГАХИ имени В. И. Сурикова, Андрей Машанов – заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ, профессор Омского государственного технического университета, Максим Раздобурдин – декан факультета графики Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Александр Суворов – заслуженный художник РФ, академик РАХ, руководитель мастерской офорта в МГАХИ имени В. И. Сурикова. Выставки этого проекта еще раз подчеркивают важность крепкой академической базы и ее роль в формировании художника.    

Известный уральский живописец Александр Бурак, чья выставка включена в программу в связи со 100-летним юбилеем, представлен рисунками, выполненными разными материалами: зарисовками, набросками.

Графика Владимира Истомина знакомит зрителей с серией  работ, посвящённых Чукотке, где он ищёт «модель со-бытия природы и человека». Выражаясь языком печатной и оригинальной графики, он демонстрирует блестящее владение техническим инструментарием.

Работы Владимира Лузина отличаются натурными впечатлениями, конструктивностью пластического мышления, эмоциональной приподнятостью, строгостью и ясностью композиционных решений, выразительностью линии и штриха.

Выставка «Памяти художников: Миша Брусиловский (1931-2016), Владимир Бушуев(1934-2018), Валерий Вельбой (1949-2019), Вячеслав  Вишняков (1953-2019),  Виталий  Волович (1928-2018), И. Симонов (1927-2019)»  занимает особое место в программе «УРАЛ-ГРАФО-IV», ведь каждый из этих мастеров внёс свой вклад в развитие уральского искусства.

Выставка «Арт-проект Владимира Фуфачёва: мастер и ученики» знакомит с творчеством художника из Нижнего Новгорода, ведущего пластические поиски на основе материала архаического наследия родной для него Восточной Сибири и уже более 15 лет объединяющего вокруг себя начинающих  авторов. 22 молодых художника представляют более 50 графических работ, выполненных разными графическими материалами и техниками. 

Групповая экспозиция «Художники анимационного кино: роль эскиза в мультипликации» посвящена памяти художника, режиссёра, педагога С. Алимова (1938-2019). Она включает графический  материал, созданный 24 авторами из  Екатеринбурга, Москвы, Ярославля. Более 120 эскизов к будущим фильмам, запечатлевших не только композиционные построения кадра, но и характеристику персонажей, общие художественные решения и будущую драматургию, знакомят с редким изобразительным материалом – подготовительной основой,  с которой  начинается любой анимационный фильм.

Выставка «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард) представляет более 20 работ, отражающих взгляд на мир 11 авторов, живущих на Ямале, где связь между природой и человеком особенно тесна и находит отражение в искусстве.   

Выставки-номинации «УРАЛ-ГРАФО-IV» представляют около 700 работ, выполненных  авторами (более 200) из 80 городов и иных населённых пунктов РФ и других стран (Австралия, Германия, Украина), созданных в период с 2016 г.

С каждым разом фестиваль расширяет свои экспозиционные пространства – он проводится в залах Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», государственных музеях, частных галереях,  профильных учебных заведениях Екатеринбурга, Свердловской  области, Урала и других регионов России. Запланированные в рамках «УРАЛ-ГРАФО-IV» экспозиции на площадках Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Магнитогорской художественной галереи, произведение которых перейдёт в фонды данных учреждений, – только первые в списке. Около 300 работ  фестиваля будут переданы провинциальным музеям.

IV открытый Всероссийский биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО» был бы невозможен без привлечения информационных партнёров – представителей СМИ, которые помогают охватить максимально широкие зрительские круги, делая проект значительным событием современной отечественной культуры. Думается, общее изменение информационного поля современной жизни неизбежно приведёт к переформатированию освещения событий фестиваля и его экспансии в медийное пространство, что сделает звучание мероприятий «УРАЛ-ГРАФО» более  резонансным и откроет новые перспективы его развития.

По итогам биеннале издан отлично подготовленный иллюстрированный каталог, который уже разослан участникам.

По материалам статьи Галина Шарко