6 марта 2024 года в выставочном зале Белгородского государственного художественного музея состоялось открытие выставки «Купе». Она представившая зрителям творчество известных московских художников: В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, А.Н. Суховецкого, Ю.А. Грищенко. Обширная выставка уже была показана в Москве, Перми и ее маршрут, видимо, продолжится в других городах страны.
Купе – замкнутое пространство взаимодействия различных по своему внутреннему складу индивидуальностей. Пространство внешнее и пространство внутреннее. Общий столик, четыре подстаканника c чаем, яйца вкрутую, лист бумаги, очки... Они едут в поезде под названием «жизнь», обнажая перед зрителем свою истину, познание мира, прочтение тех или иных событий. При общем единстве разнообразных приемов и отношения к бытийности, творчество каждого художника по-своему глубокомысленно и серьезно, наполнено своим неповторимым образным строем. Каждый достигает глубины и драматического накала своим методом и различным художественным языком. Творческую позицию выдающихся мастеров, представленных в экспозиции, объединяет рефлексия на окружающее пространство Бытия, представляющая зрителю ракурсы в реальности, основанной на традициях русского реалистического искусства. В художественных произведениях, представленных на выставке «Купе», раскрываются новые смысловые поля через эстетическое воздействие на социум в его многосложности восприятия и нетривиальности взглядов современности.
Различные средства выразительности художественного языка в соотношении жизни и творчества авторов незримо образуют призму знания основных краеугольных вещей. Аспекты проблемы изображения времени в лирических пейзажах Валерия Павловича Полотнова носят характер познания темы единения с природой. Лейтмотив творчества художника — постижение пути к светоносной мерности и бытийности происходящих событий в контексте гармоничной смены времён года. Композиционная цельность и жизненность, запечатлённые посредством погружённости мастера в музыкальный ритм движения облаков, объединяющих всю землю, — предпосылки к отображению не момента, а более длительного отрезка во временном пространстве «до» и «после» через «настоящее» и соединению трёх времён в одном. Показывая зрителю особую философию природных образов, художник отображает изменчивость мира в картине, как в зеркале, в котором проявляется внутренняя составляющая художника и фабула естественности и первозданной чистоты, заложенной в него изначальностью.
Созвучие живописных полотен В.П.Полотнова с симфонией звуков обусловлено созданием картин в синтезе взаимодействия впечатлений природных и музыкальных. Особая наполненность воздухом картин художника, сдержанный и утончённый «жемчужный» серый создают атмосферу умиротворённости и созерцания при блестящей подаче материала. Художник стремится передать влажность воздуха, атмосферу порой ненастного дня серовато-голубоватыми оттенками пасмурного неба, приглушенное цветовой гаммой. Световоздушность среды играет важнейшую роль в передаче чувственной выразительности пейзажа.
Интерпретация мира в его подлинности, истинности художественной правды в картинах Алексея Николаевича Суховецкого отражает многообразное, глубинное понимание репрезентативных функций искусства. Для художника понимание красоты — это истина, за которую он борется в каждом своём произведении, раскрывая для зрителя высокую степень восприятия. Для такого большого мастера живописи и композиции, как Алексей Николаевич, характерны многозвучие и неоднозначность в каждой грани. Из всесторонности своего сознания и естества он поднимает самое высокое понимание красоты. Художнику интересно показать в картине некую погружённость в себя. Интерпретация мира в его подлинности, истинности художественной правды в картинах Алексея Николаевича Суховецкого отражает многообразное, глубинное понимание репрезентативных функций искусства. Для художника понимание красоты — это истина, за которую он борется в каждом своём произведении, раскрывая для зрителя высокую степень восприятия. Для такого большого мастера живописи и композиции, как Алексей Николаевич, характерны многозвучие и неоднозначность в каждой грани. Из всесторонности своего сознания и естества он поднимает самое высокое понимание красоты. Художнику интересно показать в картине некую погружённость в себя.
Являясь мастером композиционных решений, Алексей Суховецкий беспрестанно работает над выразительностью составных частей — пластикой, цветовым строем, тональной градацией, контрастом. Картина для него — это параллельная реальность, зачастую не имеющая прямого отношения к тому, что можно увидеть в жизни обычным взором. Через емкость художественной формы — важной составляющей искусства он видит пласты действительности как таковой. Серьезность и трагедийность Бытия в работах мастера отражает многослойность человеческой мысли, зачастую с надрывом, возникшую как размышление, идущую из далекого прошлого.
Сергей Александрович Гавриляченко – живописец современности, находящийся в постоянном, серьёзном, вдумчивом и ироничном диалоге с самим собой, со своим временем, с людьми, живущими в беспрестанно меняющейся быстротечности. Приверженец документальной точности и художественной правды, он доносит зрителю своё видение мира через слово в искусствознании, определяя широкий круг тем в мировой живописи. Его картины раскрывают перед нами потаенность мастера, иронично смотрящего на себя и других со стороны. При кажущейся шуточной подаче материала, автор привносит глубокое понимание жизни с неким посылом добродушности и ироничности к людям и к себе самому. Зачастую главным героем своих картин становится сам живописец. И это интереснейший эксперимент разглядывания себя и своей жизни, окружения будто бы от лица стороннего наблюдателя. Он демонстрирует зрителю высочайший художественный уровень. Его творчество носит зачастую камерный, интимный характер. Это проявляется в бытописательстве, обнаженной натуре, автопортретах-историях, в каждом из которых Сергей Гавриляченко запечатлён непосредственно либо в момент работы над картиной, либо читающим книгу, лежащим в лифте перед операцией, в больничной палате, стоящим на балконе и смотрящим в комнату с обнажёнными тремя грациями, либо наедине с самим собою. Он как будто бы подглядывает сквозь полуоткрытую дверь, видя себя за работой, спящим. Всё это истории о самом художнике. Мастер изысканного утончённого колорита погружает зрителя в пространство картины и погружается в него сам. В творчестве явственно звучит тема двух берегов — извечная тема выбора и противостояний.
Юрий Афанасьевич Грищенко – возвышенный лирик, пейзажист, приверженец творчества художников «Мира искусства», В.Э.Борисова-Мусатова, тонкий изобразитель усадьбы Кусково, с ее аллеями и гуляющими по ним жителями, становящиеся в фантазии художника неким связующим звеном между эпохами и веками. Его учителя привили художнику любовь к простоте в окружающем пространстве, к постижению истины в сюжетах, которые создает сама жизнь. Простые и искренние природные мотивы, созданные мастером, вовлекают зрителя в интимный диалог с природой. Обобщенность форм и лиричность мотивов здесь особенна и узнаваема. Эмоциональная многозначность в пейзаже – истории, образе, впечатлении, в прочтении художника является возвышенно-романтической гранью его дарования. В своем творчестве Грищенко является певцом утонченной природной уединенности и созерцательности. Цельность пейзажа возникает благодаря естественному стремлению художника к выразительности колорита. В натюрмортах художник ищет простоту форм наряду с орнаментальным изысканным фоном. Во главу угла живописец ставит смысл, идею, композицию и окружающую действительность, которая вокруг нас и сама создает сюжеты его картин: в пейзаже, натюрморте, портрете, историческом жанре.
А.Н.Суховецкий, С.А.Гавриляченко, Ю.А.Грищенко и В.П.Полотнов – художники, подчас иронично смотрящие на себя со стороны, но воспевающие в своем творчестве гармонично сочетающиеся между собой просветленность и трагедию, монументальность мысли и легкость в подаче материала, хмурость пасмурного дня и воздушную светоносную прозрачность.
Искусствовед, член творческой комиссии по искусствоведению и критике ВТОО «Союз художников России» О.Г. Чичварина
Дата и место проведения выставки:
06.03. – 13.04.2024
Выставочный зал Белгородского государственного художественного музея
Белгород, проспект Победы, д. 77