https://www.high-endrolex.com/12
 — Выставка «Под светлым небом» Сергея Смирнова
06.12.2024, 12:43 818 Покровка 37
Выставка «Под светлым небом» Сергея Смирнова
В Галерее Союза художников России открывается персональная выставка Сергея Смирнова
Автор:
04
декабря
2024
22
декабря
2024
Москва, ул. Покровка, 37

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета

Б. Пастернак                                                                                

В Галерее Союза художников России открывается персональная выставка Сергея Смирнова «Под светлым небом». Сергей Иванович один из немногих ныне живущих  наследников московской  живописной школы, прославленной именами В. Поленова, И. Левитана, В. Серова, К. Коровина, Ст. Жуковского.  Работа с натуры, пленер и цвето-тоновая живопись лежат в основе его творческого метода, обогащенного опытом живописных открытий ХХ века – от фактурной материальности В. Стожарова до колористической дерзости А. Пластова. С. Смирнов – выпускник МГАХИ имени В.И. Сурикова, ученик Д.К. Мочальского, открывшего разным поколениям художников основы европейской и русской живописной культуры, композиционной вариативности пластических решений.

Ранний период творчества Смирнова связан с Русским Севером. Молодых художников влекли туда нетронутые ландшафты, традиционные деревни, запечатленные художниками прежних эпох, начиная с И. Левитана и К. Коровина  (а за ними шли А. Борисов, В. Пинегин, В. Крайнев)  и  заканчивая  В.  Стожаровым, Е. Зверьковым, В. Попковым, И. Поповым. Художнику  открылась жизнь северной деревни не как этнографическая достопримечательность,  но как подлинное   народное  бытие.   Он входил в избы  («как крещеного не пустить») и, зарисовывая интерьеры,  делал  портреты, становился невольным слушателем рассказов женщин о своих судьбах. Исповеди сплетались в историю,  лица соединялись в народ. Среди работ «северного цикла»  многие стали   известными:  «Древние ели» (1986) - эпический, писанный с натуры большой холст,  яркая и радостная  «После дождей»  (1985) , «Судьба старого дома» (1984). Одна из самых интересных  его северных работ – «Утро в пекарне». Первая картина на эту тему  относится к 1985 году. С тех пор создано несколько вариантов этой композиции  в масле и темпере, очевидна ее неисчерпанность для мастера, смысловая и пластическая незавершенность, хотя каждый новый вариант может считаться самостоятельной картиной.

Московские работы Сергея Смирнова, в которых художник достигает  истинной творческой зрелости, нужно рассматривать в деталях, в приближении, которое  позволяет  оценить эстетику холста, формальные решения его частей, способы касаний кистью  поверхности. Москву писали многие  выдающиеся мастера  – Рябушкин, Суриков, Кустодиев, Юон, а затем А. Горский, И. Сорокин,  В. Щербаков, П. Оссовский...   Сергей Смирнов, кажется,  использует опыт всех своих предшественников. В его живописной поэтике органично и красочно оживают московские сцены ушедших времен – «Яблочный торг в Москве на Болоте», «Снежки» в замоскворецких переулках, «Крещенские морозы», «Лихач и бараночница», «С прогулки». Москва Чехова, Бунина, Коровина, Кустодиева предстает перед взором зрителя, и  чеховская ремарка из «Вишневого сада» – «комната, которая раньше была детской», перефразированная в живописных образах, становится основой его «исторической» поэтики.

В работах последних лет художник часто отказывается от повествовательности,  словно  фиксируя лишь мгновенное состояние жизни, неповторимость единственного дня. Синтез  интерьера, пейзажа и натюрморта при несомненном приоритете живописной  фактуры, организованности, выстроенности, осмысленности  каждого сантиметра  поверхности холста  говорит об очень  современном и тонком понимании задач живописи. Каждый день предстает единственным, каждое мгновение – бесконечным.

Т.Ю. Пластова

Доктор искусствоведения

Даты и  место проведения выставки

04.12. – 22.12.2024 г.

Открытие  04.12. 2024 г. в 16.00

Галерея Союза художников России

Москва, ул. Покровка, д. 37

Выставка работает ежедневно с 12.00 до 19.00, кроме понедельника