15 октября 2025 г. в залах галереи СХ России открывается выставка вологодских художников Юлии и Анны Шабаевых. В экспозицию вошли основные произведения, созданные авторами за весь период творческой деятельности.
Сестры окончили РГХПУ им. С.Г. Строганова кафедру керамики в 2001 году. Синхронный творческий старт на ЭТПК Воронцово в 2003г. привел их к абсолютно индивидуальным пластическим решениям и авторской узнаваемости. Каждый из художников избрал свой материал и свои средства выразительности. Анна преимущественно работает с плоскостью, адаптируя натурные графические поиски в керамику, активно включает в свои произведения цвет, использует фактуру материала, экспериментирует с глазурями. Юлия предпочитает объем. Ранние скульптурные произведения в шамоте постепенно уступили место фарфору, с которым автор работает последние десять лет. В экспозиции представлена малая пластика, студийные работы, выполненные из этого хрупкого материала.
В творчестве Шабаевых память прошлого, осмысление отечественной истории и личного жизненного опыта визуализируются, обретая характер метафоричных отпечатков реальности. В соответствии с художественными задачами работы имеют как трагическую, так и лирическую направленность.
Ведущей остаётся тема Русского Севера. Художники, обладая высочайшим профессионализмом, вкусом и мастерством, остаются требовательны к себе. Об этом свидетельствуют тщательный подход к каждой работе, найденность форм и деталей, умная игра фактур и тонкие цветовые отношения.
Выставка «Небо-лето, Земля-зима» ‒ это выставка-путь, который мы проходим вслед за художниками, глядя в будущее с надеждой. Внутренний диалог авторов с окружающим миром, представленный через художественные высказывания, побуждает зрителя к эмпатийному включению и эмоциональному восприятию, за которыми последуют радость узнавания и обращение уже к собственной памяти.
Персональная выставка, объединяющая работы разных лет, зачастую видится зрителю ретроспективным отчетом о проделанной работе, показанной в ее стадиальном развитии. Однако творчество как любая созидательная деятельность не разворачивается во времени линейно. В нем есть основные направления и ответвления, периодически меняющиеся местами, точки возврата, необходимые для переосмысления, брошенные и вновь проторенные тропы.
Показанные вместе работы двух самостоятельных, но тесно связанных друг с другом авторов позволяют рассмотреть их пути контекстуально, дополняя процесс трансформаций тем и проблематики, используемых возможностей материала перекличками, параллелизмом видения и трактовок, различиями звучания голоса художника. В неизбежности сопоставления творчества двух сестер, Анны и Юлии Шабаевых, работающих с одним медиумом – керамикой, кроется возможность более глубокого понимания и ощущения зрителем того, что значимо для каждого из авторов.
Никогда не работавшие в соавторстве Анна и Юлия обладают и разной степени схожестью визуального языка, и его принципиальным различием. За этим стоит общий источник вдохновения – семейный дом в Ферапонтово и связанные с ним воспоминания и бытовые ритуалы, единство учебного опыта и становления художественной практики, но при этом самостоятельно найденные способы понимания творчества. Объединяющим принципом, по словам самих авторов, для них является не тематическое или пластическое решение, а осмысление творческого процесса как непрерывного поиска, который не ограничивается непосредственной работой в мастерской, а заключается в постоянном всматривании, анализе, своего рода игре во взаимодействие с окружающей действительностью.
Для Анны результатом такого поиска, начинающегося с эскизов и обращения к натуре, становятся визуальные образы, которым свойственна своего рода нарративность. Это не буквальная иллюстративная повествовательность, но именно ощущение рассказа, голоса, текста, стоящего за изображением, решенным даже в очень лаконичных, в том числе абстрактных формах. Керамика же позволяет раскрыть эти образы не только за счет живописных и графических возможностей, но работы с фактурами, трактовкой поверхности, созданием разнообразных опытов зрительной тактильности, моментов, которые останавливают скользящий по поверхности произведения взгляд.
Анна и Юлия начинали работать с шамотом, в произведениях из которого проявилась их максимальная визуальная и пластическая близость. Но для Анны он стал ключевым материалом, трансформируемым в зависимости от авторской цели, а Юлия постепенно пришла к фарфору, дающему в своей минималистичной трактовке возможность достаточно точно выражать образ той самой игры. Выполненные в фарфоре бытовые, повседневные объекты получают максимальное эстетическое воплощение, превращаясь в роскошные, драгоценные в своей тонкости, хрупкости и лаконичной чистоте образы. Им тоже оказывается близко языковое поле, но с точки зрения смысловой, семантической игры, возникающей в зазоре между названием и визуально-пластическим воплощением.
Пронизанное воспоминаниями, связью с родными местами, сокровенными моментами творчество Анны и Юлии оказывается предельно личностным, но в то же время очень открытым к зрителю. Не зная во всей полноте биографию сестер, не посещая Вологодские земли, не встречаясь с авторскими комментариями и рассказами о том, что стоит за работами, зритель тем не менее не ощущает себя оставленным один на один с неясным. Не требуя буквальной, линейной интерпретации, работы позволяют смотрящему себя ощутить, даже если не всегда удается найти словесный эквивалент ощущению. На это работает и название проекта, за которым кроется очень северное знание о том, что под теплым летним небом лежит неизбежно холодная земля.
И особую роль в этом эмоциональном осязании играет именно материал.
Даты и место проведения выставки:
15 октября ‒ 9 ноября 2025 года.
г. Москва, Галерея Союза художников России
ул. Покровка, 37, с.1
Время работы: ежедневно с 12.00 до 19.00 кроме понедельника.