Место художника в мире искусства определяет время и зритель. Место мира искусства для художника определяет он сам. Народный художник РФ Валерий Павлович Полотнов — мастер, соединяющий времена в пространстве одной картины. Радость бытия, познание стихии воздуха, ритм и поэтичность образов, всё это характеризует живопись человека, выбравшего путь созерцателя красоты, воспевающего российские природные мотивы в своём творчестве. Следуя велению сердца и души, художник обретает путь исследователя природных явлений, сочетая мастерство тонкого наблюдателя с высочайшим профессионализмом живописца ландшафтного пространства. Искренность впечатлений, обращённость взгляда в небесные просторы, мечтательность и романтичность характерны для всего творчества мастера.
С детства, наблюдая за движениями облаков, полётом птиц, сиянием солнца, туманами и кристальной прозрачностью воздуха в разные времена года, художник ощущал единение с ветрами, наполняющими просторы ароматами трав, каплями росы в рассветной тиши, бегая босиком по траве родной Нижегородской земли. Живописец стремится передать влажность воздуха, атмосферу порой ненастного дня серовато-голубоватыми оттенками пасмурного неба. Световоздушность среды играет важнейшую роль в передаче чувственной выразительности пейзажа.
Картины В. П. Полотнова созданы в синтезе природных и музыкальных впечатлений художника, и в чём-то созвучны мелодиям великих композиторов. Мастер обращает свой взор к классической музыке Г. В. Свиридова, С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского, А. Вивальди и к поэзии И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Возможно благодаря познанию художником музыкального и поэтического мышления вышеприведённых авторов, картины живописца обладают проникновенной гармоничностью образов в событийном контексте времени. Портреты, натюрморты, пейзажи — всё это образует единый спектр звучания песни души художника.
Лейтмотив творчества мастера — постижение пути к светоносной мерности и бытийности происходящих событий во взаимосвязи гармоничной смены времён года. Композиционная цельность и жизненность, запечатлённые посредством погружённости живописца в музыкальный ритм движения облаков, объединяющих всю землю, — предпосылки к отображению не момента, а более длительного отрезка во временном пространстве «до» и «после» через «настоящее» и соединению трёх времён в одном.
Особая наполненность картин художника воздухом, сдержанный и утончённый «жемчужный» серый цвет создают атмосферу умиротворённости и созерцания.
Тема погруженности человеческого естества в городскую и храмовую среду обитания в России, размышления о роли Родины и дома в жизни художника, близки его внутренней сути. Изображение церквей в творчестве живописца приобретает одно из главенствующих значений. Сакральность изображения храма раскрывает внутренние смыслы мотива творчества художника, духовное общение со зрителем носит философско-эстетический характер.
Особенное внимание привлекают работы мастера, возникшие как взаимосвязи и взаимоотношения художника и города, в урбанизированной среде обитания человека.
Показывая зрителю особую философию художественных образов в пейзаже, натюрморте, портретах В. П. Полотнов отображает мир, в котором как в зеркале, проявляется духовное мировоззрение мастера и фабула естественности и первозданности его творчества.
Кандидат искусствоведения
О.Г. Чичварина
Дата и место проведения выставки:
14.06. – 30.06.2024г.
Галерея Союза художников России
Москва, ул. Покровка, 37