В Москве открывается выставка известного русского художника Виктора Харлова. Этот харизматичный художник входит в число тех, кто сформировал своим творчеством большое российское искусство конца XX века. Художник-приверженец традиционной школы русской пейзажной и жанровой живописи. Произведения В.Харлова хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Кировском областном художественном музее им. братьев В.М. и А.М. Васнецовых, в запасниках Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО (Москва), Дирекции художественных выставок Союза художников России (Москва), в Институте Русского реалистического искусства (Москва), а также в музеях и галереях Иркутска, Вологды, Ижевска, Павлодара, Сыктывкара, Мурманска, Львова (Украина), Калининграда, Чугуева (Украина). Супруга Виктора Харлова, известный график, народный художник РФ Вера Ушакова пишет:
"Место, куда нас занесло в 1972 году, называется Нижнее Лалье. Находится оно на стыке Вологодской, Архангельской, Коми земель и Кировской области. Русиново-деревня, неожиданно встретившаяся нам на пути, остановила нас и оставила там навсегда. Русиново стало для нас открытием кусочка древней крестьянской Руси с первозданной природой, патриархальным укладом жизни. Здесь мы купили заброшенную избушку без окон, без дверей, но с расписными заборками и удивительным видом на Лальск. Здесь Виктор нашел для себя главную тему. Русиново стало нашей мастерской.
Свежие сильные впечатления от деревенской жизни вылились в серию работ, посвященных Нижнему Лалью. В них можно усмотреть и поэзию барбизонцев и умную простоту наива, но главное в них есть что-то очень глубокое, исконно русское. Квадратный формат холста входит в замысел картины и ассоциируется с жизнью деревни, обнесенной оградой, с закрывающимися воротцами. Густой, похожий на потемневшее золото колорит, таинственный свет создают ощущение древнего предания.
Семидесятые годы - время творческой активности Харлова. Он молод, у него рождается сын Максим, он с отличием заканчивает институт. Известность рано приходит к художнику.
По мере вживания в деревенскую тему, Виктор начинает видеть не только красоту земли, но и проблемы людей, живущих на ней. В душе растет необъяснимое чувство трагической неизбежности конца. Тоска по уходящему, сострадание присущи русскому искусству во все времена. Предчувствия оправдались гораздо быстрее, чем мы ожидали.
Последние жители деревни Русиновой – это памятник уходящей русской деревне с ее многовековым укладом жизни, уходящей эпохе. Это их предстояние перед разомкнувшейся вековой оградой, предстояние перед своей судьбой. Интуиция художника подсказала, как расставить своих героев. Первым уходит Василий Темный с семьей, последним одинокий Алекса. Трагедию исхода испытали и мы.
Наше несуетное бытование в обезлюдевшей деревне было простым: утром умывание солнышком, стрекотание кузнечиков в лобазнике, стрижи в небе, вечернее чтение Гоголя по очереди при свечах... Это вселяло мир в душе и желание работать. Годы эти были для нас счастливыми и плодотворными.
Пришло признание. Оно вселило в Виктора уверенность в свои силы. В его картинах эпических и созерцательных, камерных и панорамных чувствуется зрелость мастера. Он пишет много, энергично и свободно, разнообразная палитра наполнена цветом и светом. Условность раннего периода исчезает.
Художник воочию видит богатство и возможности реального мира. Харлову дано особое чувство земли. Земля в его картинах материальна, конкретна географически и одновременно космична. Взгляд художника всегда устремлен к горизонту, создает глубину живописного пространства. Картины художника строятся на точности, даже документальности изображаемого. Именно через эту конкретность, правду видения, присущую отечественному искусству, возникает представление о всеобщности русского пейзажа, но...
«Пейзаж уходит из жизни, - с горечью говорит Виктор, - исчезает гармония между природой и человеком. Природа одухотворяла человека, а человек облагораживал ее своим трудом. Рвется их вековая связь».
Однако, жизнь продолжается. Сегодня мы живем в живой еще деревне Животово, где имеем большой просторный дом у леса, куда приезжает сын с семьей, рядом речка, добрые соседи-старики, красота кругом. Не хватает только неба, которого было так много в Русинове. И какое счастье, что оно осталось в холстах Виктора!
Появились новые замыслы, новые темы. В творчестве Харлов остается верен себе. В его картинах нет ничего случайного. Для живописи выбирает не внешние эффекты, а сложные природные состояния. Ждет это состояние как событие. Свои картины пишет долго, постоянно сомневаясь. Очень требователен к себе. Порой переписывает холст сразу же после выставки. Есть в нем обстоятельность крестьянина. Харлов традиционен во всем и представляет собой архетип русского художника конца Х1Х века. И этим он интересен.
Наша мастерская в Вятке окнами выходит на реку и слободу Дымково. Виктор - не урбанист, но любит и знает родной город. Его город узнаваем по дорогим сердцу местам. Таков цикл «Деревянная Вятка». В нем художник торопился запечатлеть исчезающий лик старинного провинциального города.
На выставке представлен небольшой раздел графики. В рисунке он такой же большой мастер пейзажа. Мне нравится его бережное чуткое отношение к натуре. Высокая культура графического языка, изысканное использование чистого поля бумаги, ее фактуры. Поражает артистизм его коротких зарисовок. Особенно проникновенны снежные пейзажи. Так поэтично и такими скупыми средствами изобразить тишину и безмолвие зимней природы, ее внутреннюю сосредоточенность могли сделать только японцы в своихтанка.
Сорок лет я живу с картинами Виктора и не устаю смотреть на них, потому что в них русская душа. И нужно ли спорить, где Харлов сильнее, а где слабее? Перед нами творчество большого художника.
В. Ушакова, народный художник РФ
*
ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ ХАРЛОВ
19 4 9, родился в поселкеНикель Печенгского района Мурманской области
1964-1968, учился на художественном отделении Кировского областного училища искусств
1970-1976, учился на факультете живописи Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова
19 7 7, Премия ЦК ВЛКСМ, МК РСФСР, СХ РСФСР для молодых художников и искусствоведов за картину "Семья Всилия Темного из деревни Русиново", член Союза художников СССР
1979, Лауреат Премии Ленинского комсомола за картины "Последние жители деревни Русиново", "Лиственница", "Туман"
1985-1987, Председатель правления Кировской организациии Союза художникеов РСФСР
1987, Секретарь Правления Союза художников РСФСР
1988, Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина за цикл "Русиновская земля"
1991, Член-корреспондент Академии художеств СССР, творческая поездка в Париж
1995, Заслуженный художник Российской Федерации
1999, Участие в воссозданиии росписей храма Христа Спасителя в Москве
2001, Народный художник Российской Федерации
2005, Орден Преподобного Сергия Радонежского III степени
2007, Золотая медаль Российской академии художеств
2012, Международная премия в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова
2014, Почетный гражданин города Кирова
Даты и место проведения выставки:
01.11. – 19.11.2023г.
Галерея Союза художников России
Москва, ул. Покровка, 37
Открытие 1 ноября 2023г. в 17.00